Множественные гепатоцеллюлярные аденомы при длительном применении андрогенных стероидов для лечения апластической анемии: клинический случай и обзор литературы
Multiple hepatocellular adenomas associated with long-term administration of androgenic steroids for aplastic anemia: A case report and literature review
Аннотация
Введение: Анаболические стероиды широко применяют у пациентов с апластической анемией (АА); их применение связано с многочисленными осложнениями. Чтобы помочь в диагностике подобных случаев, мы описываем юношу с множественными гепатоцеллюлярными аденомами (ГА), возникшими на фоне длительного применения анаболических андрогенных стероидов (ААС) для лечения АА, и проводим обзор соответствующей литературы.
Жалобы пациента: У 15-летнего юноши, которому в 2011 году диагностировали АА, почти 4 года проводили лечение станозололом (6 мг/сут) и циклоспорином A (120–150 мг/сут). Пациент обратился с болью в эпигастрии и лихорадкой. При компьютерной томографии органов брюшной полости в левой доле печени выявили неоднородное образование размером 13,5 × 13,0 × 8,0 см, которое первоначально ошибочно приняли за абсцесс печени.
Диагноз: После инвазивных диагностических вмешательств у пациента дважды развивался геморрагический шок. В конечном итоге диагноз ГА установили по результатам тонкоигольной аспирации.
Лечение: ААС отменили; для лечения АА продолжили применять только циклоспорин A.
Исход: При контрольной компьютерной томографии органов брюшной полости, выполненной через 4 года после отмены ААС, выявили выраженный регресс очагов в печени.
Выводы: Гематологам важно учитывать, что длительное применение ААС может привести к развитию ГА, сопряжённых с высоким риском кровотечения и злокачественной трансформации.
Переведем эту статью за 1 час
Загрузите PDF, а мы сделаем полный перевод, краткий конспект и красивую инфографику.
Попробовать бесплатно →Также в Подтеме: еженедельные литобзоры, база международных клинреков и конспекты свежих мед. статей и подкастов каждый день.