Обзор

Пищевые полифенолы и их роль в заболеваниях человека, индуцированных оксидативным стрессом: данные о протективных эффектах, антиоксидантном потенциале и механизмах действия

Dietary Polyphenols and Their Role in Oxidative Stress-Induced Human Diseases: Insights Into Protective Effects, Antioxidant Potentials and Mechanism(s) of Action

Frontiers in Pharmacology
10.3389/fphar.2022.806470
Полный текст Открыть в журнале PubMed PMC
FWCI: 64.1FWCI — Field-Weighted Citation Impact (индекс цитируемости с поправкой на область науки). 1.0 = среднее, > 1 = выше среднего · Процитировано: 936 · Ссылки: 115 · Лицензия: CC-BY
Цитирование по годам: 2026: 140 · 2025: 350 · 2024: 269 · 2023: 171 · 2022: 46

Аннотация

Пищевые полифенолы, включая фенольные кислоты, флавоноиды, катехины, танины, лигнаны, стилбены и антоцианидины, широко представлены в зерновых, крупах, бобовых, овощах, специях, фруктах, шоколаде и таких напитках, как фруктовые соки, чай, кофе и вино. В последние годы пищевые полифенолы привлекли значительное внимание исследователей благодаря потенциальным химиопрофилактическим и протективным свойствам, важным для поддержания здоровья человека и при заболеваниях. Считается, что пищевые полифенолы и флавоноиды оказывают мощное антиоксидантное действие, защищая от активных форм кислорода и клеточного оксидативного стресса и тем самым предупреждая патологические состояния и заболевания, связанные с оксидативным стрессом. Данные доклинических и клинических исследований убедительно свидетельствуют, что длительное употребление рациона, богатого полифенолами, защищает от развития различных хронических заболеваний, таких как нейродегенеративные заболевания, сердечно-сосудистые заболевания, рак, сахарный диабет, воспалительные расстройства и инфекционные болезни. Увеличение потребления продуктов, содержащих полифенолы, например кверцетин, эпигаллокатехин-3-галлат, ресвератрол, цианидин и другие, по имеющимся данным, снижает выраженность большинства хронических оксидативных повреждений клеток, повреждения ДНК, воспаления тканей, вирусных и бактериальных инфекций, а также нейродегенеративных заболеваний. Предполагается, что антиоксидантная активность пищевых полифенолов играет ключевую роль в профилактике заболеваний человека, индуцированных оксидативным стрессом. В этом нарративном обзоре изложено биологическое и фармакологическое значение пищевых полифенолов в профилактике и/или защите от основных заболеваний человека, индуцированных оксидативным стрессом, таких как рак, нейродегенеративные заболевания, сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, воспалительные расстройства и инфекционные болезни. Особое внимание в обзоре уделено современному пониманию пищевых источников полифенолов, их протективных эффектов и механизмов действия при различных основных заболеваниях человека.

Переведем эту статью за 1 час

Загрузите PDF, а мы сделаем краткий конспект, красивую инфографику и завернем в PDF.

Попробовать бесплатно →

Также в Подтеме: еженедельные литобзоры, база международных клинреков и конспекты свежих мед. статей и подкастов каждый день.